Роботы придут на замену постаревшим строителям

В Японии набирает силу тенденция замещения строителей в возрасте роботами. Однако создавать такие автоматизированные решения непросто.

Как пишет издание Futurism в публикации от 25 апреля 2018 года, на людей старше 65 лет приходится более четверти японского населения и ожидается, что в течение следующих 40 лет данный показатель вырастет до 40%. Это большая проблема для отраслей промышленности, которым придется искать замену работникам, уходящим на пенсию. В строительстве дела обстоят, пожалуй, хуже всего, поскольку здесь автоматизация развивается не так быстро, как в других областях.

По данным агентства Bloomberg, к апрелю 2018 года промышленные роботы используются более чем в 2 млн производственных предприятий по всему миру. Они широко применяются в автомобилестроении: в процессе сборки машин на пять работников в среднем приходится по одному роботу, подсчитали в Международной федерации робототехники (International Federation of Robotics).

Внедрение роботов на строительных объектах осложняется непредсказуемостью среды и присутствием большого количества людей. Поэтому зачастую автоматизация в строительстве ограничивается решением периферийных задач, вроде использования дронов для мониторинга за ходом строительства сооружений.

Несколько японских строительных компаний разрабатывают новый класс роботов, предназначенных для высотного строительства. Так, строительный гигант Shimizu тестирует роботов, которые могут сваривать балки, транспортировать грузы и устанавливать потолочные панели.

Глава подразделения строительных технологий Shimizu Масахиро Индо (Masahiro Indo) говорит, что роботы позволят экономить тысячи часов человеческого труда, однако на них будет приходиться лишь около 1% объема работ при строительстве высотных зданий. Машины, способные работать на полу и стенах, могут появиться в будущем, но добиться 10-процентного показателя будет сложно, учитывая, что наиболее трудоемкие этапы строительства проводятся внутри здания, подчеркнул он.

По словам доцента школы механической и аэрокосмической техники Наньянского технологического университета в Сингапуре Куанга Кыонга Фама (Quang-Cuong Pham), последние достижения в области глубокого обучения улучшили способности роботов определять среду, в которой они работают, что открывает путь для развития таких направлений, как навигация в беспилотных автомобилях.

В ближайшие годы будет больше автоматизации, но ее львиная доля будет проходить за пределами строительных площадок, - прогнозирует эксперт.

Как отмечает Масахиро Индо, роботы для заводов создать легче, потому что они находятся на одних и тех же местах, чего невозможно в строительстве. Shimizu хотела, чтобы роботы устанавливались на движущейся платформе, но большинство производителей заявляют, что это невозможно, рассказал он.

По словам Индо, скорее всего, строительные боты будут работать преимущественно ночью и на выходных, поскольку новым технологиям еще предстоит доказать, что люди могут комфортно и безопасно работать бок о бок с роботами. Shimizu собирается запустить своих строительных роботов на площадке в Осаке к октябрю 2018 года.

В конце апреля компания показала автоматический погрузчик, оборудованный лазерными дальномерами для навигации в пространстве. Причем технология отличается от той, которая используется в самоуправляемых машинах. Также Shimizu продемонстрировала робота, который может устанавливать потолочные панели. Он способен поднимать объекты весом 30 кг.