Квантовый компьютер Microsoft

В марте 2018 года стало известно о том, исследователи голландского центра Microsoft, расположенного в Техническом университете в Делфте (Delft University of Technology), работают над созданием квантового компьютера с гораздо более низкой частотой ошибок, чем в проектах, которые тестируются конкурирующими компаниями, такими как IBM и Google.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature, в Microsoft получили достоверные свидетельства создания майорановских фермионов — элементарной частицы, являющейся собственной античастицей — в проволоке, состоящей из полупроводниковых и сверхпроводящих материалов. Уникальные свойства этих фермионов означают, что они могут быть использованы для создания квантовых компьютеров.

Именно их пытаются получить в голландском подразделении Microsoft в Делфте, где работают несколько холодильных установок стоимостью более $500 тыс. каждая. Они охлаждают специальные контуры до сверхнизких температур, при которых появляется возможность получить майорановские фермионы. Рядом с несколькими холодильниками висят гигантские 68-фунтовые магнитные кольца, которые команда Microsoft использует, чтобы снизить частоту ошибок в вычислениях. Магниты, впрочем, как признает физик Лео Коувенховен, являются обоюдоострым мечом, так как их большой размер и вес затрудняют эксперименты.

По словам Коувенховена, Microsoft полагает, что вычисления его квантового компьютера — если его удастся создать — будут в 1000 и 10 000 раз точнее, чем у существующих моделей. В том же помещении рядом с холодильниками работают молодые исследователи, анализирующие красочные графики, однако пока что признаков появления фермионов не отмечается. Точные измерения в плотном магнитном поле получить сложнее, и хотя теория на стороне исследователей, у них может просто не хватить времени на создание квантового компьютера мечты. Цель группы Коувенховена — получить стабильные майорановские фермионы к концу 2018 года.

Другие тестируемые версии квантовых компьютеров совершают слишком много ошибок в расчетах, чтобы использоваться на практике, например, для создания новых химических катализаторов или взламывания шифровальных кодов, на что изначально надеялись создатели. Поэтому несмотря на высокие затраты Microsoft пытается получить фермионы для создания кубитов — квантового разряда или наименьшего элемента для хранения информации в квантовом компьютере.

До сих пор Microsoft уступала конкурентам: у Google и IBM уже есть машины, которые, как считается, близки к достижению «квантового превосходства» — способности решать задачи, слишком сложные для стандартных компьютеров, — тогда как Microsoft еще даже не получила рабочий кубит. Однако кубиты на основе майорановских фермионов могут стать основой для потенциально более эффективного квантового компьютера. Поэтому Microsoft собрала группу ученых, которые принялись за работу в лабораториях в США, Нидерландах, Дании и Австралии. Ответственным за проект был назначен один из самых опытных руководителей Microsoft, Тодд Хольдхэл, который ранее работал над игровыми консолями Xbox и игровыми очками дополненной реальности HoloLens.

Генеральный директор Microsoft Сатья Наделла пояснил, что квантовые разработки наряду с искусственным интеллектом и дополненной реальностью будут иметь решающее значение для будущего компании, а в ноябре 2017 года Хольдхэл заявил в интервью Bloomberg, что Microsoft выведет на рынок собственный квантовый компьютер в течение следующих пяти лет.[4]