От концепции “все как услуга” до цифровой конвергенции
- Информация о материале
- Категория: ИТ статьи
- Опубликовано: 16.08.2019, 05:17
- Автор: HelpDesk
- Просмотров: 1038
С какими проблемами сталкиваются производственные компании и как пережить четвертую промышленную революцию.
Под влиянием четвертой промышленной революции (также известной как Индустрия 4.0) происходят кардинальные изменения в обрабатывающей промышленности. 2016 год был отмечен усилением роли Интернета вещей (IoT) в качестве движущей силы Индустрии 4.0. Производственные компании поняли, что в связи с возрастающей конкуренцией и потребностью в гибкости нужно инвестировать в IoT-проекты. Однако в вопросах, касающихся сетевого взаимодействия и опыта работы с IoT, производственные предприятия, похоже, отстают от компаний других секторов.
Согласно результатам исследования «IoT in Produktion und Logistik: „Endlich ist es da!“», проведенного фирмой PAC в 2016 году среди логистических и производственных компаний, у 48% логистических компаний объекты, находящиеся в разных местах, подключены к сети, в то время как у производственных компаний этот показатель составляет лишь 13%. Логистические компании также реализовали больше IoT-проектов, чем производственные.
В долгосрочной перспективе Индустрия 4.0 может привести и к трансформации бизнес-моделей в производстве. В связи с этим возникает вопрос: как именно производственным предприятиям использовать IoT, чтобы обеспечить устойчивость и жизнеспособность своих бизнес-моделей в будущем? И как им пережить четвертую промышленную революцию и сохранить свою востребованность на рынке в условиях конкуренции?
В обрабатывающей промышленности можно выделить пять тенденций, способных повлиять на методы ведения деятельности:
1. Трансформация обслуживания. Компании активнее внедряют дополнительные компоненты и услуги, чтобы расширить портфели и сформировать долгосрочную лояльность клиентов. Новые услуги, дополняющие существующие продукты, призваны создать комплексную экосистему сервисов, которая позволит поддерживать отношения с клиентом на постоянной основе, а не в виде точечных взаимодействий.
2. «Всё как услуга». Программное обеспечение как услуга — лишь первый шаг. Компании переходят от бизнес-моделей, основанных на владении продуктом, к контрактам, предусматривающим оплату по мере пользования. Производители будут все чаще продавать результаты и услуги вместо продуктов — например, мобильность вместо автомобилей. Клиенты будут платить за услугу, только когда они в ней нуждаются, а расходы на хранение и обслуживание лягут на плечи производителей.
3. Индивидуализация. Сегодня клиентам необходимо, чтобы продукты и услуги отвечали их индивидуальным потребностям. В результате массовое масштабное производство становится бесполезным и неэффективным, а производственные компании переходят от бизнес-модели «продаем то, что производим» к модели «производим то, что хорошо продается». Однако комбинация сотен или даже тысяч вариантов производства и характеристик продуктов, производимых по заказу, влечет за собой дополнительные сложности. В результате возникает потребность в мощных и надежных системах для правильной и эффективной обработки огромных объемов данных.
4. Гиперконкуренция. В промышленности происходит сдвиг в конкурентной среде. Значительное усиление конкуренции сопровождается войной за перспективные кадры. По данным Федерального министерства образования и научных исследований Германии (BMBF), за последние девять лет предложение доступных вакансий для прохождения производственной практики постоянно превышало спрос. Например, в 2015 году таких вакансий было 563 054, а кандидатов было всего 542 806. По данным Ассоциации торгово-промышленных палат Германии (DIHK), в 2015 году 30% промышленных компаний не смогли заполнить все рабочие места. Большинство компаний объясняют это нехваткой подходящих кандидатов. Таким образом, перспективные кадры найти тяжело, и компании конкурируют не только за клиентов и долю рынка, но и за талантливых сотрудников, которые смогут обеспечить им будущее в мире, где править бал будут цифровые технологии.
5. Цифровая конвергенция. Цепочки производства и поставок промышленных компаний перемещаются в сферу цифровых технологий. При производстве новых продуктов и оказании новых услуг используются технологии RFID, WLAN, определения местоположения. Эти технологии и различные виды данных, которые можно получить с их помощью, объединяются и становятся доступными с помощью целого ряда устройств и приложений по мере сближения и взаимопроникновения физического и цифрового мира благодаря IoT.
На каждую производственную компанию оказывает воздействие как минимум одна из этих пяти тенденций. На данный момент для многих компаний Интернет вещей — это все еще «темный лес». Проекты в сфере IoT либо реализуются медленно, сталкиваясь с различными препятствиями, либо вовсе не претворяются в жизнь из-за сложности интеграции данных и нехватки ноу-хау. В то же время IoT объединяет производителей с поставщиками, клиентами и персоналом, а также позволяет компаниям получать представление о своих операциях и процессах в режиме реального времени.
Интернет вещей позволяет производственным компаниям повысить качество услуг и расширить их спектр, оперативно реагировать на требования или проблемы и обеспечивать устойчивую лояльность клиентов. Компании, осваивающие IoT, таким образом смогут извлечь пользу из трансформации услуг и тенденции «всё как услуга». Кроме того, мощные IoT-платформы создают инфраструктуру, необходимую для обработки и интеграции огромных потоков данных, а также позволяют снизить степень сложности бизнес-процессов, которые возникают в результате, например, массовой индивидуализации продуктов. Наконец, производственные предприятия совершенствуют свои бизнес-модели и повышают их устойчивость благодаря увеличению производительности и одновременному сокращению издержек, например, путем проведения профилактического техобслуживания и сокращения времени простоя.
Компаниям необходимо сосредоточиться на преимуществах, которые дает цифровизация, и не прятать голову в песок от кратковременных сложностей, связанных с Интернетом вещей. Вместо этого им следует рассматривать IoT как незаменимый инструмент, который позволяет получить информацию, имеющую практическую ценность, обеспечивает рост производительности, а также дает конкурентное преимущество, необходимое для выживания в условиях гиперконкуренции.