Эндрю Леонард: «Я ненавижу блокчейн»
- Информация о материале
- Категория: ИТ статьи
- Опубликовано: 31.03.2019, 06:24
- Автор: HelpDesk
- Просмотров: 1110
Журналист говорит, что блокчейн-утопия напоминает ему о провале интернета, и предлагает вместо децентрализации придумать, как собрать людей.
Вот как Эндрю Леонард, онлайн-журналист, начавший писать про интернет и сетевые сообщества еще на заре 1990-х, объясняет свое мнение.
Как неофит, в 1993-м я стал евангелистом интернета. Еще бы: научная фантастика становится явью, свободная библиотека всеобщего знания у вас под рукой. Далекий от либертарианства, я стал разделять заявление Джона Гилмора и других шифропанков, ратовавших за анонимность людей в интернете и развивавших криптошифрование: интернет видит в цензуре вред и обходит ее. Тоталитарные лидеры, корпоративные боссы, медиамонополисты, берегитесь: ваши дни сочтены! Интернет освободил нас!
Я любил интернет, но 25 лет спустя, когда вижу в Твитере «Блокчейн – это новый интернет», то еле сдерживаюсь от гнева: я чертовски ненавижу блокчейн!
Я ненавижу блокчейн не потому, что сомневаюсь в достоинствах технологии криптографически защищенной распределенной базы данных.
Я ненавижу блокчейн не из-за того, как быстро ICO – инновационный способ привлечь стартовый капитал, не продавая душу венчурным капиталистам, – превратилось в способ выманить деньги, пользуясь законодательными лакунами.
Я ненавижу блокчейн даже не из-за того, что биткоин превращает огромные объемы электричества в спекулятивный инвестиционный товар, ускоряя изменение климата.
Я готов признать, что появятся полезные приложения, которые сделают жизнь удобнее и не разрушат планету.
Нет, меня беспокоит не технология блокчейна, а человеческая вера в технологию. Те же утопические обещания, что и в эпоху расцвета интернета, – «свобода, справедливость и равенство» – на языке каждого майнера. «Блокчейн освободит нас...» Но цифровые сети, компьютеры и код не исправят человеческие недостатки. Даже наоборот: развитие интернета обнаружило социальные расколы.
Вместо того чтобы получить доступ к библиотеке знаний всего человечества – мы оказались в «Вавилонской библиотеке» Хорхе Луиса Борхеса, этого бесконечного кошмара, где вместе с реальными книгами на реальных языках накапливались всевозможные итерации тарабарщины.
Вместо того чтобы привести нас к истине, интернет дал каждому беспрецедентную возможность построить свою собственную вселенную знаний, ускоряя отторжение общества от реального факта. Это, безусловно, было фактором роста Трампа и глобального поворота к авторитаризму, основанному на пропаганде.
Вместо того чтобы освободиться от манипуляций корпораций и правительств, мы завещали им самые мощные в истории инструменты наблюдения и контроля.
Самые умные разработчики блокчейна, с которыми я говорил, признают эти последствия. Но тем более меня беспокоит их уверенность, будто блокчейн станет противоядием от этих токсичных явлений. Они верят: как только воплотится их мечта о децентрализованной, не поддающейся взломам, работающей на смарт-контрактах системе, то центральные банки и тирания правительств станут бессильными, границы национальных государств будут преодолены, фальсификации на выборах и фальшивые новости окажутся невозможными.
Блокчейн, по их мнению, является телеологическим апофеозом, совершенством прогрессивной человеческой цивилизации, достигнутым с помощью технологий. В основе этого видения – идея, что человеческие недостатки можно нивелировать умным компьютерным кодом.
Криптография – с открытым ключом. Консенсус – благодаря распределению базы данных между узлам. Смарт-контракты – автоматически выполняют условия любой сделки. Тираны будут бессильны против борцов за свободу, финансируемых криптовалютами и объединенных в децентрализованных сетях.
В этом видении упущен важный факт: человек использует любую технологию и во благо, и во зло. И для всеобщей свободы, и для тирании, жажды денег и власти.
Я уважаю идеализм блокчейн-разработчиков, но я обескуражен их неспособностью увидеть, что они становятся жертвами точно таких же заблуждений, как и их предшественники-хакеры. Я обескуражен представлением, будто код способен устранить недостатки человека.
Мне все яснее, что нам надо меньше абстрагироваться от нашей человеческой сущности, а наоборот, возвращаться к ней. Чтобы преодолеть человеческие недостатки, надо больше времени проводить друг с другом, а не со смартфоном.
Вместо попыток создать аномию децентрализации – надо попытаться собрать людей.
Я понимаю, что приводит людей к мысли «Блокчейн – это новый интернет». 1990-е были головокружительным временем, невиданные преобразования охватили всю культуру, глобальная сеть и компьютеры давали неслыханные обещания. Мир, любовь и интернет, дружище!
Вот почему я так любил интернет. Из-за чувства открывающихся возможностей, надежды и прогресса. Но именно поэтому я ненавижу блокчейн. Потому что блокчейн напоминает мне, насколько призрачными оказались эти обещания.